Постановление от 21 февраля 2013 г. N 192-ПП "О ЕДДС"

 

ПРАВИТЕЛЬСТВО СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 21 февраля 2013 г. N 192-ПП

 

О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА

СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 07.12.2011 N 1658-ПП "О СОЗДАНИИ

И ФУНКЦИОНИРОВАНИИ ЕДИНЫХ ДЕЖУРНО-ДИСПЕТЧЕРСКИХ СЛУЖБ

И СИСТЕМЫ ОПЕРАТИВНО-ДИСПЕТЧЕРСКОГО УПРАВЛЕНИЯ

В МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЯХ, РАСПОЛОЖЕННЫХ

НА ТЕРРИТОРИИ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ"

 

В соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 28 декабря 2010 года N 1632 "О совершенствовании системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб на территории Российской Федерации", руководствуясь Постановлениями Правительства Российской Федерации от 24.03.1997 N 334 "О порядке сбора и обмена в Российской Федерации информацией в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", от 30.12.2003 N 794 "О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций", от 21.11.2011 N 958 "О системе обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру "112", Государственным стандартом Российской Федерации ГОСТ Р 22.7.01-99 "Единая дежурно-диспетчерская служба. Основные положения", Законом Свердловской области от 27 декабря 2004 года N 221-ОЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Свердловской области", Постановлениями Правительства Свердловской области от 06.04.1998 N 336-ПП "О порядке сбора и обмена информацией по вопросам защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций в Свердловской области", от 04.08.2010 N 1167-ПП "Об утверждении Перечня транспортных, технических средств и систем, подлежащих оснащению аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS в Свердловской области" и от 14.03.2012 N 259-ПП "О вводе в действие региональной навигационно-информационной системы транспортного комплекса Свердловской области на базе технологий ГЛОНАСС и ГЛОНАСС/GPS", Приказом Министерства информационных технологий и связи Свердловской области от 28.12.2011 N 188 "Об утверждении Технических требований к навигационному оборудованию ГЛОНАСС и ГЛОНАСС/GPS, обеспечивающих подключение к региональной навигационно-информационной системе транспортного комплекса Свердловской области", Протоколом Правительственной комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности от 21.10.2011 N 5 и в целях развития Свердловской областной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, противодействия угрозам техногенного и природного характера, а также террористическим актам на территории Свердловской области Правительство Свердловской области постановляет:

1. Внести в Постановление Правительства Свердловской области от 07.12.2011 N 1658-ПП "О создании и функционировании единых дежурно-диспетчерских служб и системы оперативно-диспетчерского управления в муниципальных образованиях, расположенных на территории Свердловской области" ("Областная газета", 2011, 16 декабря, N 474-475) с изменениями, внесенными Постановлением Правительства Свердловской области от 21.11.2012 N 1330-ПП ("Областная газета", 2012, 30 ноября, N 524-525), изменение, дополнив пункт 7 подпунктом 5 следующего содержания:

"5) обеспечить выполнение едиными дежурно-диспетчерскими службами муниципальных образований задач по мониторингу движения школьных автобусов с целью обеспечения безопасности перевозок организованных групп детей и осуществления оперативного межведомственного информационного взаимодействия и координации действий служб экстренного реагирования в случае инцидента для оказания помощи на территории Свердловской области.".

2. Одобрить Примерное положение о единой дежурно-диспетчерской службе муниципального образования в Свердловской области (прилагается).

3. Контроль за выполнением настоящего Постановления оставляю за собой.

4. Настоящее Постановление вступает в силу со дня его официального опубликования в "Областной газете".

 

Председатель Правительства

Свердловской области

Д.В.ПАСЛЕР

 

 

 

 


 

К Постановлению

Правительства Свердловской области

от 21 февраля 2013 г. N 192-ПП

 

ПРИМЕРНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ

О ЕДИНОЙ ДЕЖУРНО-ДИСПЕТЧЕРСКОЙ СЛУЖБЕ

МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

 

Глава 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

 

1. Настоящее Положение определяет основные задачи, функции и полномочия единой дежурно-диспетчерской службы муниципального образования в Свердловской области (далее - ЕДДС) с учетом ввода в действие системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб через единый номер "112" (далее - система-112).

2. ЕДДС является органом повседневного управления муниципального звена территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее - РСЧС). На базе ЕДДС развертывается система-112.

МЧС РФ осуществляет гражданскую защиту населения РФ от угроз мирного и военного времени. Для этого в МЧС существую две системы: ГО и РСЧС. ГО предназначена для защиты в военное время, РСЧС – в мирное. Пока эти две системы существуют отдельно друг от друга, хотя и предусмотрено их взаимодействие в определенных ситуациях. К 2020 году предусматривается создание в Российской системы гражданской защиты (РСГЗ). Система РСЧС организационно состоит из функциональных и территориальных звеньев. Каждое звено имеет органы управления: координационные (КЧС и ОПБ), постоянно действующие (ОГЗ) и повседневного управления (ЕДДС).

3. ЕДДС в пределах своих полномочий взаимодействует со всеми дежурно-диспетчерскими службами (далее - ДДС) экстренных оперативных служб и организаций (объектов) муниципального образования независимо от форм собственности по вопросам сбора, обработки и обмена информацией о чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера (далее - ЧС) (происшествиях) и совместных действий при угрозе возникновения или возникновении ЧС (происшествий).

Порядок взаимодействия прописан в законах РФ.

4. Целью создания ЕДДС является повышение готовности органов местного самоуправления и служб муниципального образования к реагированию на угрозы возникновения или возникновение ЧС (происшествий), эффективности взаимодействия привлекаемых сил и средств РСЧС, в том числе экстренных оперативных служб, организаций (объектов), при их совместных действиях по предупреждению и ликвидации ЧС (происшествий), а также обеспечение исполнения полномочий органами местного самоуправления муниципальных образований по организации и осуществлению мероприятий по гражданской обороне (далее - ГО), обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах муниципальных образований, защите населения и территорий от ЧС, в том числе по обеспечению безопасности людей на водных объектах, охране их жизни и здоровья, в части осуществления сбора и обмена информацией, оповещения и информирования руководства ГО, муниципального звена территориальной подсистемы РСЧС, органов управления, сил и средств на территории муниципального образования, предназначенных и выделяемых (привлекаемых) для предупреждения и ликвидации ЧС (происшествий), сил и средств ГО на территории муниципального образования, населения и ДДС экстренных оперативных служб и организаций (объектов) о ЧС (происшествиях), предпринятых мерах и мероприятиях, проводимых в районе ЧС (происшествия), через местную (действующую на территории муниципального образования) систему оповещения, оповещение населения по сигналам ГО.

5. ЕДДС предназначена для приема и передачи сигналов оповещения ГО от вышестоящих органов управления, сигналов на изменение режимов функционирования муниципальных звеньев территориальной подсистемы РСЧС, приема сообщений о ЧС (происшествиях) от населения и организаций, оперативного доведения данной информации до соответствующих ДДС экстренных оперативных служб и организаций (объектов), координации совместных действий ДДС экстренных оперативных служб и организаций (объектов), оперативного управления силами и средствами соответствующего звена территориальной подсистемы РСЧС, оповещения руководящего состава муниципального звена и населения об угрозе возникновения или возникновении ЧС (происшествий).

Сигналы оповещения в СО идут от ТЦМ ДОБ СО. Сигналы об объявлении мобилизации, приведении системы ГО и РСЧС в различные степени готовности.

6. Общее руководство ЕДДС осуществляет руководитель органа местного самоуправления, непосредственное - начальник ЕДДС.

7. ЕДДС в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, а также нормативными правовыми актами Свердловской области, определяющими порядок и объем обмена информацией при взаимодействии экстренных оперативных служб, в установленном порядке нормативными правовыми актами Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее - МЧС России), законодательством Свердловской области, правовыми актами муниципального образования в Свердловской области и настоящим Положением.

8. ЕДДС осуществляет свою деятельность во взаимодействии с органами повседневного управления Свердловской областной подсистемы РСЧС и органами местного самоуправления муниципальных образований в Свердловской области.

9. ЕДДС выполняет следующие основные задачи:

1) прием вызовов (сообщений) о ЧС (происшествиях);

2) оповещение и информирование руководства ГО, муниципального звена территориальной подсистемы РСЧС, органов управления, сил и средств на территории муниципального образования, предназначенных и выделяемых (привлекаемых) для предупреждения и ликвидации ЧС (происшествий), сил и средств ГО на территории муниципального образования, населения и ДДС экстренных оперативных служб и организаций (объектов) о ЧС (происшествиях), предпринятых мерах и мероприятиях, проводимых в районе ЧС (происшествия), через местную (действующую на территории муниципального образования) систему оповещения, оповещение населения по сигналам ГО;

3) организация взаимодействия в установленном порядке в целях оперативного реагирования на ЧС (происшествия) с органами управления РСЧС, администрацией муниципального образования, органами местного самоуправления и ДДС экстренных оперативных служб и организаций (объектов) муниципального образования;

4) информирование ДДС экстренных оперативных служб и организаций (объектов), сил РСЧС, привлекаемых к ликвидации ЧС (происшествия), об обстановке, принятых и рекомендуемых мерах;

5) регистрация и документирование всех входящих и исходящих сообщений, вызовов от населения, обобщение информации о произошедших ЧС (происшествиях) (за сутки дежурства), ходе работ по их ликвидации и представление соответствующих донесений (докладов) по подчиненности, формирование статистических отчетов по поступившим вызовам;

6) оповещение и информирование ЕДДС близлежащих муниципальных образований в соответствии с ситуацией по планам взаимодействия при ликвидации ЧС на других объектах и территориях;

7) организация реагирования на вызовы (сообщения о происшествиях), поступающие через единый номер "112", и контроля результатов реагирования;

8) оперативное управление силами и средствами РСЧС, расположенными на территории муниципального образования, постановка и доведение до них задач по локализации и ликвидации последствий пожаров, аварий, стихийных бедствий и других ЧС (происшествий), принятие необходимых экстренных мер и решений (в пределах установленных вышестоящими органами полномочий);

9) мониторинг перевозок детей школьными автобусами в целях координации действий служб экстренного реагирования и осуществления оперативного межведомственного информационного взаимодействия при возникновении инцидента (аварии) с участием школьных автобусов для оказания помощи пострадавшим на территории муниципального образования в Свердловской области.

10. На ЕДДС возлагаются следующие основные функции:

1) осуществление сбора и обработки информации в области защиты населения и территорий от ЧС (происшествий);

2) информационное обеспечение координационных органов РСЧС муниципального образования;

3) анализ и оценка достоверности поступившей информации, доведение ее до ДДС экстренных оперативных служб и организаций (объектов), в компетенцию которой входит реагирование на принятое сообщение;

4) обработка и анализ данных о ЧС (происшествии), определение ее масштаба и уточнение состава ДДС экстренных оперативных служб и организаций (объектов), привлекаемых для реагирования на ЧС (происшествие), их оповещение о переводе в соответствующие режимы функционирования;

5) сбор, оценка и контроль данных обстановки, принятых мер по ликвидации ЧС (происшествия), подготовка и коррекция заранее разработанных и согласованных со службами жизнеобеспечения муниципального образования вариантов управленческих решений по ликвидации ЧС (происшествий), принятие экстренных мер и необходимых решений (в пределах установленных вышестоящими органами полномочий);

6) обеспечение надежного, устойчивого, непрерывного и круглосуточного функционирования системы управления, средств автоматизации, местной системы оповещения муниципального образования;

7) доведение информации о ЧС (в пределах своей компетенции) до органов управления, специально уполномоченных на решение задач в области защиты населения и территорий от ЧС, созданных при органах местного самоуправления;

8) доведение задач, поставленных вышестоящими органами управления РСЧС, до соответствующих ДДС экстренных оперативных служб и организаций (объектов), контроль их выполнения и организация взаимодействия;

9) сбор от ДДС экстренных оперативных служб и организаций (объектов), служб наблюдения и контроля, входящих в состав сил и средств наблюдения и контроля РСЧС (систем мониторинга), и доведение до ДДС экстренных оперативных служб и организаций (объектов) муниципального образования полученной информации об угрозе или факте возникновения ЧС (происшествия), сложившейся обстановке и действиях сил и средств по ликвидации ЧС (происшествия);

10) представление докладов (донесений) об угрозе возникновения или возникновении ЧС (происшествия), сложившейся обстановке, возможных вариантах решений и действиях по ликвидации ЧС (происшествия) (на основе ранее подготовленных и согласованных планов) в вышестоящий орган управления по подчиненности;

11) мониторинг состояния комплексной безопасности объектов социального назначения и здравоохранения с круглосуточным пребыванием людей и объектов образования;

12) участие в организации профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов ЕДДС.

11. ЕДДС включает в себя: руководство, дежурно-диспетчерский персонал; пункт управления, средства связи, оповещения и автоматизации управления.

12. В состав руководства ЕДДС входит начальник ЕДДС. При необходимости в составе руководства ЕДДС могут предусматриваться заместители начальника ЕДДС, но не более двух: по управлению и средствам связи; по мониторингу и прогнозированию чрезвычайных ситуаций. В составе дежурно-диспетчерского персонала ЕДДС предусматриваются оперативные дежурные смены из расчета несения круглосуточного дежурства, численный состав которых определяется в зависимости от местных условий, исходя из наличия потенциально опасных объектов и рисков возникновения ЧС (происшествий). В состав оперативной дежурной смены могут включаться оперативный дежурный и диспетчер ЕДДС. При вводе в эксплуатацию системы-112 в состав оперативной дежурной смены также входит операторский персонал (диспетчеры) системы-112.

13. Количество диспетчеров системы-112 в составе оперативной дежурной смены рассчитывается исходя из количества населения в муниципальном образовании, средней продолжительности обработки звонка и количества звонков в сутки. Норма численности операторского персонала (диспетчеров) для ЕДДС определяется нормативным правовым актом Свердловской области, предусматривающим внедрение системы-112 в Свердловской области.

14. Пункт управления ЕДДС (далее - ПУ ЕДДС) представляет собой рабочие помещения для постоянного и дежурно-диспетчерского персонала, диспетчеров системы-112, оснащенные необходимыми техническими средствами и документацией. ПУ ЕДДС размещается в помещениях, предоставляемых органом местного самоуправления.

15. Конструктивные решения по установке и монтажу технических средств в помещениях ПУ ЕДДС выбираются с учетом минимизации влияния внешних воздействий на технические средства с целью достижения устойчивости функционирования ПУ ЕДДС в условиях ЧС, в том числе и в военное время.

16. Электроснабжение технических средств ЕДДС должно осуществляться от единой энергетической системы России в соответствии с категорией электроснабжения не ниже первой, а для населенных пунктов с населением свыше 500 тыс. человек - первой категории особой группы.

17. Состав технических средств управления ЕДДС:

1) средства связи и автоматизации управления, в том числе средства радиосвязи;

2) средства оповещения руководящего состава и населения;

3) средства регистрации (записи) входящих и исходящих переговоров, а также определения номера звонящего абонента;

4) оргтехника (компьютеры, принтеры, сканеры);

5) система видеоконференцсвязи;

6) прямые каналы связи с Центром управления в кризисных ситуациях Главного управления МЧС России по Свердловской области (далее - ЦУКС), ЕДДС близлежащих муниципальных образований, ДДС потенциально опасных объектов (далее - ПОО), объектами с массовым пребыванием людей;

7) метеостанция;

8) автоматизированное рабочее место (приемник) для приема информации глобальной навигационной спутниковой системы (далее - ГЛОНАСС) или ГЛОНАСС/GPS, сигналов SOS, справочной и сопутствующей информации от аппаратуры, установленной на транспортных средствах, включенных в региональную навигационно-информационную систему транспортного комплекса Свердловской области (далее - РНИС ТК СО), в том числе и от образовательных учреждений через подсистему мониторинга перевозок детей школьными автобусами.

18. Средства связи ЕДДС должны обеспечивать:

1) телефонную связь;

2) передачу данных;

3) прием и передачу команд, сигналов оповещения и данных;

4) прием вызовов (сообщений) через единый номер "112";

5) коммутацию передаваемого сообщения до соответствующих ДДС экстренных оперативных служб и организаций (объектов);

6) обмен речевыми сообщениями, документальной и видеоинформацией, а также данными с вышестоящими и взаимодействующими службами.

ЕДДС должна иметь резервные каналы связи. Средства связи должны обеспечивать сопряжение с сетью связи общего пользования.

19. Автоматизированная информационная система ЕДДС (далее - АИС ЕДДС) обеспечивает автоматизацию выполнения задач и функций ЕДДС. АИС ЕДДС сопрягается с региональной автоматизированной информационно-управляющей системой РСЧС и имеющимися автоматизированными системами взаимодействующих ДДС экстренных оперативных служб и организаций (объектов), а также телекоммуникационной подсистемой системы-112.

20. Комплекс средств автоматизации (далее - КСА ЕДДС) предназначен для автоматизации информационно-управленческой деятельности должностных лиц ЕДДС при осуществлении ими координации совместных действий ДДС экстренных оперативных служб и организаций (объектов), имеющих силы и средства постоянной готовности к действиям по предотвращению, локализации и ликвидации ЧС (происшествий), оперативного информирования комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности (далее - КЧС и ОПБ) и ДДС экстренных оперативных служб и организаций (объектов) о случившихся фактах и принятых экстренных мерах. КСА ЕДДС включает в себя автоматизированные рабочие места (далее - АРМ) специалистов оперативной дежурной смены, административного и обслуживающего персонала, серверное ядро (при необходимости), другие программно-технические средства, объединенные в локальную вычислительную сеть.

21. Местная система оповещения муниципального образования представляет собой организационно-техническое объединение специальных технических средств оповещения сетей вещания и каналов связи.

22. Система оповещения должна обеспечивать передачу:

1) сигналов оповещения;

2) речевых (текстовых) сообщений;

3) условных сигналов.

Задействование местной системы оповещения должно осуществляться дежурно-диспетчерским персоналом с автоматизированных рабочих мест ЕДДС.

23. Минимальный состав документации на ПУ ЕДДС:

1) нормативные правовые акты Российской Федерации, Свердловской области и муниципального образования в Свердловской области по вопросам ГО, защиты населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера, пожарной безопасности, а также по вопросам сбора и обмена информацией о ЧС (происшествиях);

2) соглашения об осуществлении информационного обмена при решении задач предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций ЕДДС и ЦУКС, ДДС и информационным центром Правительства Свердловской области, ДДС экстренных оперативных служб и организаций (объектов) и службами жизнеобеспечения муниципального образования;

3) журнал учета полученной и переданной информации, полученных и переданных распоряжений и сигналов;

4) журнал оперативного дежурства;

5) инструкции по действиям дежурно-диспетчерского персонала при получении информации об угрозе возникновения или возникновении ЧС (происшествия);

6) инструкции о несении дежурства в повседневной деятельности, в режимах повышенной готовности и чрезвычайной ситуации;

7) план взаимодействия ЕДДС с ДДС экстренных оперативных служб и организаций (объектов) при ликвидации пожаров, ЧС (происшествий) различного характера на территории муниципального образования;

8) инструкции по действиям дежурно-диспетчерского персонала при получении информации по линии взаимодействующих ДДС экстренных оперативных служб и организаций (объектов);

9) аварийные и аварийные медицинские карточки на все химически опасные вещества и радиационные грузы, перечни радиационно, химически, биологически опасных объектов с прогнозируемыми последствиями ЧС (происшествия);

10) инструкции по мерам пожарной безопасности и охране труда;

11) схемы и списки оповещения руководства ГО, муниципального звена территориальной подсистемы РСЧС, органов управления, сил и средств на территории муниципального образования, предназначенных и выделяемых (привлекаемых) для предупреждения и ликвидации ЧС (происшествий), сил и средств ГО на территории муниципального образования, ДДС экстренных оперативных служб и организаций (объектов) в случае ЧС (происшествия);

12) паспорта безопасности муниципального образования и ПОО, паспорта территории муниципального образования, сельских населенных пунктов и ПОО, паспорта состояния комплексной безопасности объектов социальной защиты населения, здравоохранения и образования, рабочие карты муниципального образования и Свердловской области (в том числе и в электронном виде);

13) план проведения инструктажа перед заступлением на дежурство очередных оперативных дежурных смен;

14) графики несения дежурства оперативными дежурными сменами;

15) схемы управления и вызова;

16) схема местной системы оповещения;

17) телефонные справочники;

18) документация по организации профессиональной подготовки дежурно-диспетчерского персонала;

19) формализованные бланки отрабатываемых документов с заранее заготовленной постоянной частью текста;

20) суточный расчет сил и средств муниципального звена территориальной подсистемы РСЧС;

21) расчет сил и средств муниципального образования, привлекаемых к ликвидации ЧС (происшествий);

22) инструкция по обмену информацией с территориальными органами федеральных органов исполнительной власти при угрозе возникновения и возникновении ЧС (происшествий);

23) ежедневный план работы оперативного дежурного ЕДДС.

Состав оперативной документации может дополняться в зависимости от условий функционирования ЕДДС.

 

Глава 2. ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ЕДДС

 

24. ЕДДС функционирует в режимах повседневной деятельности, повышенной готовности и чрезвычайной ситуации для мирного времени. При приведении в готовность ГО и в военное время - в соответствующих степенях готовности.

25. Режимы функционирования для ЕДДС устанавливает руководитель органа местного самоуправления.

26. В режиме повседневной деятельности ЕДДС осуществляет круглосуточное дежурство в готовности к экстренному реагированию на угрозу возникновения или возникновение ЧС (происшествий). В этом режиме ЕДДС обеспечивает:

1) прием от населения и ДДС экстренных оперативных служб и организаций (объектов) сообщений о любых ЧС (происшествиях), их регистрацию по принадлежности ДДС и уровням ответственности с заведением карточек информационного обмена и реагирования;

2) передачу информации об угрозе возникновения или возникновении ЧС (происшествия) по подчиненности и подведомственности, в первоочередном порядке в вышестоящие органы повседневного управления Свердловской областной подсистемы РСЧС;

3) обобщение и анализ информации о ЧС (происшествиях) за текущие сутки и представление соответствующих докладов по подчиненности;

4) поддержание КСА в постоянной оперативной готовности;

контроль готовности ДДС экстренных оперативных служб и организаций (объектов) в зоне ответственности, оперативное информирование их дежурных смен об обстановке и ее изменениях;

5) внесение необходимых изменений в базу данных, а также в структуру и содержание оперативных документов по реагированию на ЧС (происшествия);

6) внесение необходимых изменений в паспорта территорий муниципальных образований.

27. ДДС, расположенные на территории муниципального образования, в режиме повседневной деятельности действуют в соответствии со своими инструкциями и представляют в ЕДДС обобщенную статистическую информацию о ЧС (происшествиях) и угрозах их возникновения за прошедшие сутки.

28. Сообщения о ЧС (происшествиях), которые не относятся к сфере ответственности принявшей их ДДС, незамедлительно передаются соответствующей ДДС экстренной оперативной службы или организации (объекта) по предназначению. Сообщения, которые ДДС экстренных оперативных служб и организаций (объектов) идентифицируют как сообщения об угрозе возникновения или возникновении ЧС (происшествия), в первоочередном порядке передаются в ЕДДС, а ЕДДС незамедлительно передает информацию в вышестоящие органы повседневного управления Свердловской областной подсистемы РСЧС.

29. В режим повышенной готовности ЕДДС и привлекаемые ДДС экстренных оперативных служб и организаций (объектов) переводятся решением руководителя органа местного самоуправления при угрозе возникновения ЧС (происшествия) в тех случаях, когда для ликвидации угрозы требуются совместные действия ДДС и сил РСЧС, взаимодействующих с ЕДДС. В повышенной готовности ЕДДС обеспечивает:

1) заблаговременную подготовку к возможным действиям в случае возникновения соответствующей ЧС (происшествия);

2) оповещение должностных лиц КЧС и ОПБ, администрации муниципального образования, ЕДДС, взаимодействующих ДДС экстренных оперативных служб и организаций (объектов) и подчиненных сил РСЧС;

3) получение и обобщение данных наблюдения и контроля за обстановкой на территории Свердловской области, на ПОО, а также за состоянием окружающей среды;

4) прогнозирование развития обстановки и подготовку предложений по действиям привлекаемых сил и средств и их доклад по подчиненности;

5) координацию действий ДДС экстренных оперативных служб и организаций (объектов), сил РСЧС при принятии ими экстренных мер по предотвращению ЧС (происшествия) или смягчению ее последствий.

30. В случае, если для организации предотвращения ЧС (происшествия) организована работа КЧС и ОПБ или оперативного штаба управления в кризисных ситуациях (далее - ОШ УКС) либо управление передано соответствующим подразделениям МЧС России, ЕДДС в части действий по указанной ЧС (происшествию) выполняет их указания.

31. В режим чрезвычайной ситуации ЕДДС, привлекаемые ДДС экстренных оперативных служб и организаций (объектов) и силы РСЧС, переводятся решением руководителя органа местного самоуправления при возникновении ЧС. В этом режиме ЕДДС выполняет следующие задачи:

1) координация действий ДДС экстренных оперативных служб и организаций (объектов) и привлекаемых сил и средств РСЧС при проведении работ по защите населения и территории от ЧС природного и техногенного характера;

2) контроль за выдвижением и отслеживание передвижения оперативных групп по территории муниципального образования;

3) оповещение и передача оперативной информации между органами управления при организации ликвидации соответствующей ЧС и в ходе аварийно-спасательных работ, мероприятий по обеспечению устойчивого функционирования объектов экономики и первоочередному жизнеобеспечению пострадавшего населения;

4) контроль за установлением и перемещением границ зоны соответствующей ЧС, своевременное оповещение и информирование населения о складывающейся обстановке и опасностях в зоне ЧС;

5) осуществление непрерывного контроля за состоянием окружающей среды в зоне ЧС, за обстановкой на аварийных объектах и прилегающей к ним территории.

32. В режимах повышенной готовности и чрезвычайной ситуации информационное взаимодействие между ДДС экстренных оперативных служб и организаций (объектов) силами РСЧС осуществляется непосредственно через ЕДДС. Поступающая информация о сложившейся обстановке, принятых мерах, задействованных и требуемых дополнительных силах и средствах доводится ЕДДС до всех взаимодействующих ДДС экстренных оперативных служб и организаций (объектов), органов управления РСЧС муниципального образования, вышестоящих органов повседневного управления Свердловской областной подсистемы РСЧС.

33. В случае, если для организации ликвидации ЧС (происшествия) организована работа КЧС и ОПБ или ОШ УКС либо управление ликвидацией ЧС (происшествия) передано соответствующим подразделениям МЧС России, ЕДДС в части действий по указанной ЧС (происшествию) выполняет их указания.

34. Функционирование ЕДДС при приведении в готовность ГО и в военное время осуществляется в соответствии с планом гражданской обороны и защиты населения Свердловской области и инструкциями дежурному персоналу ДДС экстренных оперативных служб и организаций (объектов) по действиям в условиях особого периода.

35. При функционировании ЕДДС в условиях особого периода в соответствии с планом гражданской обороны и защиты населения Свердловской области предусматривается размещение оперативных дежурных смен на защищенных пунктах управления.

36. Вызовы (сообщения) о ЧС (происшествиях) могут поступать в ЕДДС от населения по всем имеющимся видам и каналам связи, включая сообщения через единый телефонный номер "112", от сигнальных систем и систем мониторинга, от ДДС экстренных оперативных служб и организаций (объектов) муниципального образования, вышестоящих и взаимодействующих органов управления РСЧС по прямым каналам и линиям связи. Вызовы (сообщения) о ЧС (происшествиях) принимаются, регистрируются и обрабатываются дежурно-диспетчерским персоналом ЕДДС, а при создании системы-112 - диспетчерами системы-112.

37. При классификации сложившейся ситуации как ЧС (происшествия) ЕДДС поручает проведение ликвидации ЧС (происшествия) соответствующим ДДС экстренных оперативных служб и организаций (объектов) и силам РСЧС, в компетенции которых находится реагирование на случившуюся ЧС (происшествие), при необходимости уточняет действия привлеченных ДДС экстренных оперативных служб и организаций (объектов).

38. При классификации сложившейся ситуации как ЧС выше локального уровня оперативный дежурный ЕДДС немедленно докладывает руководителю органа местного самоуправления, председателю КЧС и ОПБ муниципального образования, в вышестоящие органы повседневного управления Свердловской областной подсистемы РСЧС, оценивает обстановку, уточняет состав привлекаемых сил и средств, проводит их оповещение, отдает распоряжения на необходимые действия и контролирует их выполнение. Одновременно готовятся формализованные документы о факте ЧС для последующей передачи в вышестоящие органы управления РСЧС и задействованные ДДС экстренных оперативных служб и организаций (объектов).

39. При выявлении угрозы жизни или здоровью людей до населения доводится информация о способах защиты. Организуется необходимый обмен информацией об обстановке и действиях привлеченных сил и средств между ДДС экстренных оперативных служб и организаций (объектов), сопоставление и обобщение полученных данных, готовятся донесения и доклады вышестоящим органам управления РСЧС, обеспечивается информационная поддержка деятельности администраций всех уровней и их взаимодействие со службами, привлекаемыми для ликвидации ЧС.

40. Ежемесячно проводится анализ функционирования ЕДДС (ДДС экстренных оперативных служб и организаций (объектов)), который доводится до подчиненных ДДС и ежеквартально рассматривается на заседании КЧС и ОПБ соответствующего уровня.

41. Порядок взаимодействия ЕДДС и ДДС экстренных оперативных служб и организаций (объектов) определяется межведомственными нормативными правовыми актами Российской Федерации и Свердловской области, нормативными правовыми актами Свердловской области, устанавливающими порядок взаимодействия и обмена информацией между экстренными оперативными службами при катастрофах, стихийных бедствиях и ЧС (происшествиях), соглашениями об осуществлении информационного обмена при решении задач предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

 

Глава 3. ТРЕБОВАНИЯ К СОСТАВУ И СТРУКТУРЕ ЕДДС

 

42. Комплектование персоналом осуществляется руководителем муниципального казенного учреждения, в составе которого функционирует ЕДДС. Начальник ЕДДС назначается на должность и освобождается от должности в порядке, установленном руководителем органа местного самоуправления.

43. Персонал ЕДДС обязан знать требования руководящих документов, регламентирующих его деятельность, и применять их в практической работе.

44. Основными формами обучения дежурно-диспетчерского персонала ЕДДС являются: тренировки оперативных дежурных смен, участие в учебных мероприятиях (учениях) и занятия по профессиональной подготовке.

45. Учебные мероприятия (тренировки и учения), проводимые с дежурно-диспетчерским персоналом ЕДДС, осуществляются в соответствии с планом, разработанным заблаговременно и утвержденным руководителем органа местного самоуправления с учетом тренировок, проводимых ЦУКС по плану, утвержденному начальником Главного управления МЧС России по Свердловской области. Тренировки оперативных дежурных смен ЕДДС с оперативной дежурной сменой ЦУКС проводятся ежедневно.

46. Профессиональная подготовка дежурно-диспетчерского персонала ЕДДС проводится по специально разработанной и согласованной с Главным управлением МЧС России по Свердловской области программе.

47. Подготовка дежурно-диспетчерского персонала ЕДДС осуществляется:

1) в Учебно-методическом центре по ГО и ЧС Свердловской области, на курсах ГО, в учебных центрах и учебных пунктах федеральной противопожарной службы государственной противопожарной службы, других образовательных учреждениях, имеющих соответствующие лицензии по подготовке специалистов указанного вида деятельности;

2) ежемесячно по 6 - 8 часов в ходе проведения занятий по профессиональной подготовке по специально разработанной и согласованной с Главным управлением МЧС России по Свердловской области тематике. Тематика определяется исходя из решаемых вопросов и характерных ЧС (происшествий), а также личной подготовки специалистов;

3) в ходе проведения ежедневного инструктажа заступающего на оперативное дежурство дежурно-диспетчерского персонала ЕДДС;

4) в ходе тренировок с оперативной дежурной сменой ЕДДС, проводимых ЦУКС;

5) в ходе проведения тренировок с оперативными дежурными сменами ДДС экстренных оперативных служб и организаций (объектов) при проведении учений и тренировок с органами и силами РСЧС, на которые привлекаются ДДС экстренных оперативных служб и организаций (объектов) муниципального образования. При этом каждая оперативная дежурная смена должна принять участие в учениях и тренировках не менее двух раз в год.

48. В ходе подготовки дежурно-диспетчерского персонала ЕДДС особое внимание обращается на организацию приема информации об угрозе возникновения или возникновении ЧС (происшествий), своевременном оповещении органов управления и сил РСЧС, населения, а также доведения сигналов оповещения ГО.

49. Практическая стажировка дежурно-диспетчерского персонала ЕДДС организуется на базе ЦУКС согласно графику и планам стажировки.

Не реже одного раза в полгода принимаются зачеты, по результатам которых принимается решение о допуске дежурно-диспетчерского персонала ЕДДС к несению оперативного дежурства.

Ежемесячно проводится анализ состояния дел по подготовке персонала ЕДДС. Материалы этого анализа представляются руководителю органа местного самоуправления.

50. Руководство и дежурно-диспетчерский персонал ЕДДС должны знать:

1) административную структуру муниципального образования и структуру системы-112 Свердловской области. Должности и фамилии руководящего состава системы безопасности муниципального образования и адреса аварийно-спасательных формирований дежурных служб, входящих в структуру указанной системы в муниципальном образовании;

2) административные границы муниципального образования, районы выезда пожарно-спасательных подразделений, наименование местностей и транспортных магистралей, имеющихся в муниципальном образовании;

3) организацию системы дежурно-диспетчерских служб в муниципальном образовании;

4) зону территориальной ответственности ЕДДС и зоны территориальной ответственности служб экстренного реагирования, действующих на территории муниципального образования;

5) дислокацию, назначение и тактико-технические характеристики техники, привлекаемой для ликвидации и предупреждения ЧС (происшествий), размещение складов специальных средств спасения и пожаротушения;

6) ПОО, социально значимые объекты, расположенные в муниципальном образовании, их адреса, полное наименование и установленный ранговый набор пожарной и аварийно-спасательной техники;

7) назначение и тактико-технические характеристики комплекса средств автоматизации ЕДДС, порядок выполнения возложенных на нее задач, порядок эксплуатации средств связи и другого оборудования, установленного на пункте управления ЕДДС;

8) наименование объектов и населенных пунктов близлежащих муниципальных образований, куда для оказания взаимопомощи могут привлекаться местные пожарные и спасательные подразделения;

9) правила техники безопасности при использовании средств автоматизации;

10) риски возникновения ЧС (происшествий), характерные для муниципального образования;

11) порядок информационного обмена.

51. Начальник ЕДДС должен знать федеральные законы, постановления, распоряжения, приказы вышестоящих органов и другие руководящие, нормативно-технические и методические документы, определяющие функционирование ЕДДС, системы-112.

52. Начальник ЕДДС должен уметь:

1) организовывать и обеспечивать выполнение задач ЕДДС, указанных в настоящем Положении и определяемых решением вышестоящих органов управления РСЧС;

2) разрабатывать нормативно-методическую базу развития и обеспечения функционирования ЕДДС, а также приказы о заступлении очередной оперативной дежурной смены на дежурство;

3) организовывать оперативно-техническую службу, профессиональную подготовку и обучение личного состава ЕДДС;

4) организовывать проведение занятий, тренировок и учений;

5) разрабатывать предложения по дальнейшему совершенствованию, развитию и повышению технической оснащенности ЕДДС.

53. Требования к начальнику ЕДДС:

1) высшее образование;

2) стаж работы не менее 3 лет на оперативных должностях в системе комплексной безопасности населения и территорий;

3) обучение по установленной программе;

4) допуск к работе со сведениями, составляющими государственную тайну (при необходимости).

54. Оперативный дежурный ЕДДС должен знать:

1) функциональные обязанности и порядок работы оперативного дежурного, диспетчера системы-112;

2) руководящие документы, регламентирующие работу оперативного дежурного, диспетчера системы-112;

3) структуру и технологию функционирования ЕДДС;

4) нормативные документы, регламентирующие деятельность ЕДДС;

5) документы, определяющие деятельность оперативного дежурного ЕДДС по сигналам ГО и другим сигналам;

6) правила ведения документации.

55. Оперативный дежурный ЕДДС должен уметь:

1) проводить анализ и оценку достоверности поступающей информации;

2) обеспечивать оперативное руководство и управление пожарно-спасательными подразделениями муниципального образования - при реагировании на сообщения о пожарах, а также аварийно-спасательными формированиями и силами РСЧС - при реагировании на ЧС (происшествия);

3) координировать деятельность дежурно-диспетчерских служб экстренных оперативных служб при реагировании на вызовы;

4) организовывать взаимодействие с вышестоящими и взаимодействующими органами управления РСЧС в целях оперативного реагирования на ЧС (происшествия), с администрацией муниципального образования и органами местного самоуправления;

5) эффективно работать с коммуникационным оборудованием, основными офисными приложениями для операционной системы Microsoft Windows (Word, Excel, PowerPoint) или им эквивалентными;

6) использовать микротелефонную гарнитуру при приеме информации;

7) четко говорить по радио и телефону и одновременно работать с компьютером;

8) применять коммуникативные навыки;

9) быстро принимать решения;

10) эффективно использовать информационные ресурсы системы-112 для обеспечения выполнения задач, поставленных перед ЕДДС;

11) повышать уровень теоретической и практической подготовки;

12) сохранять конфиденциальную информацию, полученную в процессе выполнения своих обязанностей.

56. Оперативному дежурному ЕДДС запрещено:

1) вести телефонные переговоры, не связанные с несением оперативного дежурства;

2) предоставлять какую-либо информацию средствам массовой информации и посторонним лицам без указания руководства ЕДДС, главы муниципального образования;

3) допускать в помещения ЕДДС посторонних лиц;

4) отлучаться с места несения оперативного дежурства без разрешения начальника ЕДДС;

5) выполнять обязанности, не предусмотренные должностными обязанностями и инструкциями.

57. Требования к оперативному дежурному ЕДДС:

1) среднее профессиональное образование без предъявления требований к стажу работы или начальное профессиональное образование и стаж работы по специальности не менее 3 лет;

2) знание нормативных документов, определяющих функционирование ЕДДС;

3) навыки работы на компьютере на уровне уверенного пользователя (знание программ и приложений Microsoft Windows (Word, Excel, PowerPoint) или им эквивалентных, умение пользоваться электронной почтой, Интернетом);

4) умение пользоваться информационной справочной системой.

58. Диспетчер системы-112 должен знать:

1) нормативные правовые акты в области предупреждения и ликвидации ЧС, организации дежурно-диспетчерских служб экстренных служб, информационного обмена и межведомственного взаимодействия;

2) состав и структуру функциональных и территориальной подсистем РСЧС Свердловской области и муниципального образования, основные вопросы взаимодействия, сферу деятельности и ответственности входящих в территориальную подсистему РСЧС организаций;

3) состав сил и средств постоянной готовности функциональных и территориальных подсистем РСЧС муниципального образования, их задачи, порядок их привлечения к ликвидации последствий ЧС (происшествий) и организации взаимодействия;

4) схему организации связи дежурно-диспетчерских служб функциональных и территориальных подсистем РСЧС Свердловской области;

5) организацию работы и алгоритм действий дежурной смены системы-112 муниципального образования в различных режимах функционирования;

6) состав и функционирование комплекса средств автоматизации и специального программного обеспечения системы-112;

7) состав, возможности, порядок функционирования комплекса средств связи, оповещения, средств автоматизации;

8) зоны территориальной ответственности служб экстренного реагирования, действующих на территории муниципального образования;

9) паспорта территории муниципального образования, объектов экономики;

10) административно-территориальное деление, численность населения, географические, климатические и природные особенности муниципального образования и Свердловской области, а также другую информацию о регионе.

59. Диспетчер системы-112 должен уметь:

1) пользоваться всеми функциями телекоммуникационного оборудования на автоматизированном рабочем месте;

2) работать с коммуникационным оборудованием, общесистемным и специальным программным обеспечением, в том числе с текстовыми редакторами, редакторами таблиц, геоинформационными системами мониторинга транспортных средств на основе ГЛОНАСС;

3) обрабатывать входящую информацию в соответствии с принятыми в системе-112 стандартами, правилами и процедурами;

4) организовывать сбор и обработку оперативной информации о фактах или угрозе возникновения ЧС (происшествий) и ходе проведения их ликвидации;

5) обеспечивать ведение необходимой документации системы-112;

6) использовать психологическое сопровождение позвонившего абонента;

7) безошибочно набирать на клавиатуре текст со скоростью не менее 120 символов в минуту.

60. Требования к диспетчеру системы-112:

1) образование высшее или среднее профессиональное без предъявления требований к стажу работы;

2) специальная подготовка по установленной программе по направлению деятельности;

3) знание нормативных документов, определяющих функционирование ЕДДС, системы-112;

4) навыки работы на компьютере на уровне уверенного пользователя (знание программ и приложений Microsoft Windows (Word, Excel, PowerPoint) или им эквивалентных, умение пользоваться электронной почтой, Интернетом);

5) умение пользоваться информационной справочной системой.

61. ЕДДС могут предъявлять к дежурно-диспетчерскому персоналу дополнительные требования.

62. Расчет потребностей в площадях помещений ЕДДС производится исходя из численности специалистов оперативной дежурной смены, на базе требований действующих санитарных правил и норм (СанПиН).

63. Требования к оборудованию ЕДДС разработаны с учетом необходимости выполнения задач ЕДДС в круглосуточном режиме в соответствии с Концепцией создания системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб через единый номер "112" на базе ЕДДС, одобренной Распоряжением Правительства Российской Федерации от 25.08.2008 N 1240-р.

64. В состав оборудования должны входить как минимум:

1) АРМ специалистов оперативной дежурной смены;

2) АРМ руководства и обслуживающего персонала;

3) активное оборудование локальной вычислительной сети;

4) структурированная кабельная сеть;

5) серверное оборудование;

6) специализированные средства хранения данных;

7) комплект оргтехники;

8) средства связи;

9) АРМ управления местной системой оповещения;

10) средства видеоотображения коллективного пользования и системы видеоконференцсвязи;

11) специально оборудованный металлический сейф для хранения документов, содержащих информацию ограниченного доступа;

12) метеостанция;

13) прибор радиационного контроля;

14) источники гарантированного электропитания.

65. В состав оборудования может входить центр обработки данных в составе серверного оборудования и системы хранения данных, объединенных выделенной высокоскоростной вычислительной сетью. Выбор серверов производится на основании результатов анализа требуемой производительности оборудования для приложений или сервисов, планируемых для работы на этих серверах. Серверная платформа должна иметь подтвержденный производителем план существования и развития не менее чем на 5 лет с момента поставки, а также быть совместимой с другими элементами ЕДДС. В части решений серверного ядра оптимальным предполагается применение решений на базе отказоустойчивого серверного кластера и резервированного хранилища данных, объединенных в резервированную высокоскоростную вычислительную сеть с организацией гарантированного электропитания.

 

Глава 4. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЕДДС

 

66. ЕДДС осуществляет свою деятельность в форме муниципального учреждения (структурного подразделения муниципального учреждения).

67. Финансирование создания и деятельности ЕДДС может осуществляться из:

1) средств бюджета муниципального образования;

2) иных источников в соответствии с законодательством Российской Федерации.